ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Новейшая система объектно-ориентированного программирования C++ Builder производства корпорации Borland предназначена для операционных систем Windows 95 и NT. Интегрированная среда C++ Builder обеспечивает скорость визуальной разработки, продуктивность повторно используемых компонент в сочетании с мощью языковых средств C++, усовершенствованными инструментами и разномасштабными средствами доступа к базам данных.
C++ Builder может быть использован везде, где требуется дополнить существующие приложения расширенным стандартом языка C++, повысить быстродействие и придать пользовательскому интерфейсу качества профессионального уровня.
Эта глава носит обзорный и отчасти рекламный характер, что объясняется давнишней приверженностью автора программным продуктам корпорации Borland, в особенности базирующимся на языке C++. Если излагаемый материал покажется вам скучным или малоинформативным - просто пропустите его. Большие возможности системы и маленькие секреты программирования без проблем откроются перед вами в следующих главах книги.
1.1 Основные характеристики
Рассмотрим отличительные характеристики, которые выдвигают Borland C++ Builder на авангардные позиции систем объектно-ориентированного программирования для быстрой разработки современного математического обеспечения персональных компьютеров. Borland C++ Builder выпускается в трех вариантах: Standard, Professional и Client/Server Suite.
Характеристики | Standard | Professional | Client/Server Suite | ||
Язык C++ с поддержкой расширений стандартов
ANSI/ISO |
V | v | v | ||
Высокопроизводительный 32-разрядный оптимизирующий компилятор | V | v | v | ||
Быстрый инкрементальный компоновщик приложений | V | v | v | ||
Интегрированная среда разработки IDE | V | v | v | ||
Механизмы двунаправленной разработки | V | v | v | ||
Интегрированный отладчик CPU View и инструменты командной строки | V | v | v | ||
Создание библиотек DLL, LIB и исполняемых программных файлов ЕХЕ | V | v | ^ | ||
Полный комплект общих элементов управления
Windows 95 |
V | v | v | ||
Объекты модулей данных | V | v | v | ||
Полный доступ к Windows API | V | v | v | ||
Хранилище объектов | V | v | v | ||
Визуальное наследование форм | V | v | v | ||
Контроллеры и серверы OLE Automation | V | v | v | ||
Библиотека Визуальных Компонент VCL | V | v | v | ||
Мастер для помощи в создании компонент | V | v | v | ||
Компоненты для работы с базами данных | V | v | v | ||
Расширенная справочная служба on-line | V | v | v | ||
Проводник баз данных | V | v | v | ||
Компоненты для создания отчетов | V | v | v | ||
Исходные тексты VCL | v | v | |||
Масштабируемый словарь баз данных | v | v | |||
Поддержка соединений ODBC | v | v | |||
Компонента визуализации и редактирования баз данных Multi-Object Grid | v | v | |||
32-разрядный однопользовательский сервер Local InterBase | v | v | |||
Полный комплект печатной документации | V | V | |||
Генератор дистрибутивов InstallShield Express | V | V | |||
Internet Solutions Pack для разработки Web-приложений | V | V | |||
WinSight32 для мониторинга сообщений Windows | V | V | |||
Открытые инструменты API | V | V | |||
Расширенный набор компонент ActiveX | V | V | |||
Драйверы SQL Links для баз данных Oracle, Sybase, Informix, DB2, Microsoft SQL Server и InterBase | V | ||||
SQL Database Explorer | V | ||||
SQL Monitor | V | ||||
Visual Query Builder | V | ||||
Интегрированная система контроля версий в коллективных проектах Intersolv PVCS | V | ||||
InterBase NT | V | ||||
Механизм кэшируемых обновлений | V |
1.1.1 Скорость визуальной разработки
Интегрированная среда разработки
объединяет Редактор форм. Инспектор объектов. Палитру компонент. Администратор проекта и полностью интегрированные Редактор кода и Отладчик - инструменты быстрой разработки программных приложений, обеспечивающие полный контроль над кодом и ресурсами.
Профессиональные средства языка C++ интегрированы в визуальную среду разработки. C++Builder
предоставляет быстродействующий компилятор с языка Borland C++, эффективный инкрементальный загрузчик и гибкие средства отладки как на уровне исходных инструкций, так и на уровне ассемблерных команд - в расчете удовлетворить высокие требования программистов-профессионалов.
Конструирование по способу
"drag-and-drop "
позволяет создавать приложение простым перетаскиванием захваченных мышью визуальных компонент из Палитры на форму приложения. Инспектор объектов предоставляет возможность оперировать со свойствами и событиями компонент, автоматически создавая заготовки функций обработки событий, которые наполняются кодом и редактируются в процессе разработки.
Механизмы двунаправленной разработки (two-way-tools)
устраняют барьеры между программистом и его кодом. Технология двунаправленной разработки обеспечивает контроль за вашим кодом посредством гибкого, интегрированного и синхронизированного взаимодействия между инструментами визуального проектирования и Редактором кода.
Свойства, методы и события - это именно те элементы языка, которые обеспечивают быструю разработку приложений в рамках объектно-ориентированного программирования. Свойства
позволяют легко устанавливать разнообразные характеристики объектов. Методы производят определенные, иногда довольно сложные, операции над объектом. События
связывают воздействия пользователя на объекты с кодами реакции на эти воздействия. События могут возникать при таких специфических изменениях состояния объектов как обновление данных в интерфейсных элементах доступа к базам данных. Работая совместно, свойства, методы и события образуют среду RAD (Rapid Application Development) быстрого и интуитивного программирования надежных приложений для Windows.
Визуальное наследование форм воплощает важнейший аспект объектно-ориентированного программирования в удобном для пользования инструменте визуального проектирования. Характеристики новой формы приложения могут быть унаследованы от любой другой существующей формы, что обеспечивает централизованную репродукцию изменений пользовательского интерфейса, облегчает контроль за кодом и уменьшает временные затраты на введение новых качественных атрибутов.
Испытание прототипа позволяет без труда переходить от прототипа приложения к полностью функциональному, профессионально оформленному программному продукту, действуя в пределах интегрированной среды. Чтобы удостовериться, что ваша программа производит ожидаемые результаты, раньше приходилось многократно проходить по циклу редактирование => компиляция => сборка, непроизводительно расходуя время.
C++Builder объединяет три этапа разработки в единый производственный процесс. В результате удается строить приложения, базирующиеся на текущих требованиях заказчика, вместе с тем гибкие настолько, чтобы быстро адаптировать их к новым запросам пользователей.
Мастер инсталляции руководит созданием унифицированных дистрибутивных пакетов для разработанных приложений.
Исходные тексты Библиотеки Визуальных Компонент облегчают разработку новых компонент на базе готовых примеров.
Отрытые инструменты API могут быть непосредственно интегрированы в визуальную среду системы. Вы сможете подключить привычный текстовый редактор или создать собственного мастера для автоматизации выполнения повторяющихся процедур.
Расширенная математическая библиотека
содержит дополнительные унифицированные функции статистических и финансовых вычислений.
1.1.2 Продуктивность компонент
Библиотека Визуальных Компонент VCL приобрела статус нового промышленного стандарта и в настоящее время применяется более чем полумиллионом пользователей, существенно ускоряя разработку надежных приложений любой степени сложности. VCL содержит около 100 повторно используемых компонент, которые реализуют все элементы пользовательского интерфейса операционной системы Windows
95. Кроме того, VCL предоставляют в распоряжение программистов такие оригинальные объекты, как записные книжки с закладками, табличные сетки для отображения содержимого баз данных и даже органы управления устройствами мультимедиа. Находясь в среде объектно-ориентированного Программирования C++Builder, компоненты можно использовать непосредственно, менять их свойства, облик и поведение или порождать производные элементы. обладающие нужными отличительными характеристиками.
Хранилище объектов является инструментом новой методики хранения и повторного использования модулей данных, объектов, форм и программной бизнес-логики. Поскольку построение нового приложения на существующем фундаменте значительно экономит временные затраты, хранилище объектов предоставляет для повторного использования готовые структуры: формы и законченные программные модули. Создавая прототип нового приложения, вы можете наследовать, ссылаться или просто копировать существующую структуру - точно так же архитектор приступает к проектированию нового здания.
Компонента ChartFX обеспечивает немедленное построение на вашей форме разнообразных графиков, диаграмм, таблиц и предусматривает проверку правописания на многих языках. В варианте C++Builder Standard эта компонента является единственным представителем группы
ActiveX.
Интеграция компонент ActiveX позволяет расширить Библиотеку Визуальных Компонент, включив компоненты стандарта ActiveX для разработки приложений в сети Internet.
Если ваш компьютер имеет выход в
Internet, соединитесь с сервером по адресу
http://www.borland.com/devsupport/bcppbuilder/netmanage.html
и скачайте файл автоматической интеграции OCXINTEG.ZIP (12 Кбайт) и файл управления сетью AX602.ZIP (6.5 байт), разработанный фирмой NetManage. Файл интеграции автоматически проведет для вас процедуру добавления новых компонент к VCL и установит их на Палитру. В результате вы получите возможность разрабатывать приложения для Internet, вплоть до создания собственного сетевого коммуникатора
(HTML browser).
1.1.3 Мощность языковых средств C++
Оптимизирующий 32-разрядный компилятор
построен по проверенной ведущей компиляторной технологии корпорации Borland, обеспечивающей исключительно падежную и быструю оптимизацию как длины выходного исполняемого кода, так и расходуемой памяти.
Новые элементы стандарта ANSI/ISO языка C++ представлены шаблонами, пространствами имен, исключениями, информацией о типах времени выполнения (RTTI), наряду с расширением набора ключевых слов
bool, explicit, mutable, typename. automated
и др.
Инкрементальный линкер осуществляет быструю и надежную сборку приложении в формате ЕХЕ файлов сравнительно меньшего размера. Автоматически устраняя повторную сборку не изменившихся исходных объектных файлов и подключение неиспользуемых функций, инкрементальный линкер строит эффективную выполняемую программу с минимальными потерями времени.
Чистый и доступный код приложений, которые C++Builder строит на основе предоставляемых разработчику компонентных свойств, событий и методов, исключает скрытые и трудные в отладке макросы.
Поддержка промышленных стандартов ActiveX, OLE, СОМ, MAPI, Windows Sockets TCP/IP, ISAPI. NSAPI, ODBC, Unicode и MBCS.
Отладчик низкого уровня CPU View позволяет проникнуть в специфику работы вашего приложения на уровне машинных кодов. Окно отладчика разделено на пять панелей. Панель ассемблерных команд интерпретирует исполнение исходной C++ программы. Панель памяти показывает содержимое блока памяти, доступного загруженному и исполняемому в данный момент модулю. Панель стека отображает текущее содержимое верхушки программного стека. Панель регистров и панель флагов показывают текущие значения регистров и служебных битов центрального процессора. Каждая панель включает собственное меню, управляющее ее видом и поведением.
Инструменты командной строки включены в систему по требованию профессионалов, которые всегда стремятся сохранить детальный контроль над процессами компиляции и сборки своих программных файлов.
Создание DLL, LIB, и ЕХЕ файлов предоставляет свободу выбора формата целевого приложения в соответствии с требованиями конкретного проекта.
Прямое обращение к системным функциям Windows 95 и NT дает возможность программистам, работающим в среде C++Builder. при необходимости воспользоваться всеми усовершенствованиями современных операционных систем.
Механизм OLE Automation предоставляет вашему приложению возможность управлять другими типовыми программными комплексами для Windows (такими как Microsoft Word, Excel, Visual Basic, Lotus 1-2-3, dBASE и Paradox) по схеме сетевого взаимодействия контроллер/сервер.
1.1.4 Масштабируемые соединения с базами данных
Разработка по способу
"drag-and-drop"
многократно упрощает и ускоряет обычно трудоемкий процесс программирования СУБД в архитектуре клиент/сервер. Широкий выбор компонент управления визуализацией и редактированием позволяет легко изменять вид отображаемой информации и поведение программы. C++Builder использует Проводник баз данных (Database Explorer) и масштабируемый Словарь данных (Data Dictionary ), чтобы автоматически настроить средства отображения и редактирования применительно к специфике вашей информации.
Проводник баз данных предоставляет графический способ проводки пользователя по содержимому базы данных, обеспечивая создание и модификацию таблиц, иерархических указателей и псевдонимов.
Словарь данных поддерживает целостность изменяющейся информации о содержимом таблиц баз данных. Пользователь может динамически модифицировать состав Словаря. Словарь содержит информацию о расширенных атрибутах полей в записях: минимальные и максимальные значения, свойства отображения, маски редактирования и т.п.
Живые данные (live data) предоставляются разработчику в процессе визуального проектирования прототипов и при испытании приложений баз данных. Вам не потребуется более писать тестовые ловушки или многократно перетранслировать и запускать приложение - данные на стадии проектирования будут точно такими же и представлены точно так же, как их увидит пользователь законченной программы.
Механизм BDE ( Borland Database Engine) поддерживает высокопроизводительный 32-разрядный доступ к базам данных dBASE, Paradox: Sybase. Oracle, DB2. Microsoft SQL Server. Informix, InterBase и Local InterBase. C++Builder
использует контроллер ODBC (Open Database Connectivity) производства Microsoft для связи с серверами баз данных Excel, Access, FoxPro и Btrieve. Являясь фундаментом любого приложения базы данных, BDE тесно связан с Хранилищем объектов и Модулями данных.
Объекты Модулей данных действуют как связующий каркас приложения - они определяют источники и бизнес-логику базы данных, фиксируют взаимосвязи компонент. В централизованной модели доступа к данным бизнес-логика отделена от разработки графического интерфейса с пользователем (GUI). Любое изменение бизнес-логики вашей базы данных сказывается на поведении только соответствующего Модуля данных, а результаты изменения проявляются немедленно во всех приложениях, использующих данный модуль. Работая с модулями данных, вы однократно устанавливаете связи вашего приложения с адресуемой базой данных, а затем по способу
"drag-and-drop" можете перетаскивать поля записей на новые формы - в любой узел вашей сети. Никакого дополнительного кодирования при этом не требуется.
Фильтры поля ссылок устанавливают ограничения поиска и отображения информации базы данных простым нажатием кнопки. Изменяя значения свойства Filter в компонентах доступа, можно специфицировать некоторое подмножество интересующих вас данных. Ссылки обеспечивают автоматическое отображение данных из нескольких таблиц.
Копируемые обновления (cached updates) заметно ускоряют отклик SQL сервера за счет уменьшения общего числа сетевых обменов с клиентом. Будучи упакованными, множественные коммуникации проявляют себя как одиночные транзакции, тем самым снижая загруженность сервера и улучшая производительность вашего приложения.
Отчеты Quick Reports позволяют визуально конструировать стилизованные отчеты по данным, поставляемым любым источником, включая таблицы и запросы компонент доступа к базам данных. Отчеты могут содержать поля заголовков, колонтитулов, сносок и итогов. Quick Reports предоставляют мощные средства отображения отчетов в разных видах, автоматического подведения итогов и подсчета полей - на любом уровне группировки данных.
1.2 Другие программные продукты Borland
Корпорация Borland давно завоевала приоритетную позицию на рынке мощных систем разработки программного обеспечения персональных компьютеров. Появление C++Builder ни в коей мере не затормозило развитие других программных продуктов, имеющих своих приверженцев и потребителей.
Borland C++ остается одной из самых популярных систем разработки математического обеспечения на языке C++. Система предоставляет в распоряжение программистов-профессионалов высокопродуктивные средства разработки 16- и 32-разрядных приложений для операционных систем Windows 95, NT. Windows 3.1, и DOS.
Модифицированные библиотеки Object Windows Library (OWL) и Microsoft Foundation Classes (MFC), а также инструменты Visual Database Tools (VDBT) для визуальной разработки эффективных приложений баз данных - выводят Borland
C++ на новый качественный уровень систем объектно-ориентированного программирования. Borland C++ "понимает" последние языковые расширения стандарта ANSI/ISO, включая пространства имен, стандартные шаблоны и др. Последние версии Borland C++ также содержат новые инструменты программирования на языке Java.
Delphi появился на рынке в начале 1995 года и быстро завоевал титул первой системы быстрой разработки приложений для Windows,
сочетающей в единой среде высокопроизводительный компилятор, визуальные механизмы двунаправленного проектирования и новую методику масштабируемого доступа к базам данных. Уже через два года число зарегистрированных потребителей Delphi достигло полумиллиона. Новый 32-разрядный оптимизирующий компилятор Delphi 2.0 для Windows 95 и
NT дает 3 - 4-кратное повышение производительности по сравнению с Delphi 1.0 и работает в 15-20 раз быстрее, чем интерпретаторы языка Паскаль. Delphi 2.0 также включает так называемый Borland Internet Solutions Puck -
собрание компонент ActiveX для построения приложений в сетях Internet и Intranet.
IntraBuilder - это мощный инструментарий визуальной разработки приложений на языке Java. предназначенных для работы в сети Internet.
Система поддерживает масштабируемые соединения с популярными серверами сетевых коммуникаторов Netscape. Microsoft и O'Reilly.
InterBase - это масштабируемый высокопроизводительный SQL сервер баз данных, совершенный по простоте инсталляции, использования и обслуживания. Выпуск нескольких версий InterBase
для операционных систем Windows, NT, NetWare и UNIX делает его независимым от платформы, что позволяет обеспечить надежную работу реляционных баз данных в рамках локальной компьютерной сети крупного отдела или фирмы.
Visual dBASE
предоставляет проверенные двунаправленные инструменты и легкий в освоении язык для быстрой визуальной разработки приложений базы данных в сети Intranet
под Windows З.х. Windows95 или NT. Пользователи Visual dBASE легко осваивают навыки объектно-ориентированного программирования в архитектуре клиент/сервер.
1.3 Проблемы совместимости
C++ Builder предоставляет свою мощность и широкие возможности языка C++ всему семейству систем объектно-ориентированного программирования. C++ Builder может быть использован везде, где требуется дополнить существующие приложения расширенным промышленным стандартом языка C++, повысить быстродействие и придать пользовательскому интерфейсу профессиональный облик.
1.3.1 C++ Builder и
Borland C++
Между программными продуктами C++ Builder и Borland C++ существует полная и взаимная функциональная совместимость. C++ Builder добавляет процессу программирования новое качество - быструю визуальную разработку приложений на языке C++. Если вы привыкли работать в системах программирования Borland C++ (версий 3.1. 4.5 и 5.0), то ни переход к новой системе, ни возврат к старой не окажутся слишком затруднительными. В вашем распоряжении остаются удобный администратор проектных файлов, компилятор и инкрементальный загрузчик.
Поначалу C++ Builder разочарует многих разработчиков тем, что вместо привычных библиотек OWL и MFC он использует неведомую дотоле библиотеку VCL. Каждая библиотека представляет собой специфическую модель объектно-ориентированного программирования под Windows. Каждая библиотека решает проблемы ООП по-своему, и нельзя сказать, что какая-то одна справляется с задачей лучше или хуже других. Впервые инсталлировав C++Builder, я продолжал разделять приверженность к
OWL с большинством C++ программистов. Уже через несколько дней работы я начал ощущать всю прелесть, легкость и удобство использования компонентной модели. Чем больше я проникал в суть VCL, тем больше она мне нравилась, и теперь уже не могу отказаться от работы в среде C++Builder. Время от времени я обращаюсь к проверенному в боях заслуженному ветерану ВС45, чтобы повозиться со старыми OWL программами, постоянно ловя себя на мысли: "Это было бы гораздо легче сделать с помощью C++Builder". И эта мысль отдаляет меня от OWL
все дальше и дальше, так что скоро я вовсе распрощаюсь со своей прежней привязанностью.
Borland C++ версий 5.0 и выше поддерживает внедрение в ранее разработанные OWL или
MFC программы типовых форм, спроектированных в среде C++Builder на базе VCL. Разработчик идет на такого рода переделки из-за простой причины: C++Builder позволяет включить в форму все диалоги с пользователем чрезвычайно быстро, придавая приложению для Windows законченный профессиональный облик, устраняя из программы всю шелуху вспомогательного кода и оставляя только содержательную часть, воплощающую основную идею алгоритма. Таким образом, совместимость обеспечивается на уровне форм. Перенос отдельных компонент из VCL оказывается затруднительным, да и не нужным, поскольку в предельном случае форма может содержать единственную компоненту. Далее ваша комбинированная программа сможет использовать форму как окно диалога или окно клиента. Подробное описание процедур интеграции OWL или MFC программ с VCL формами и примеры создания комбинированных приложений можно найти в сети Internet no
адресу http://www.borland.com/bcppbuilder/papers
Не удивительно, что совместная работа с двумя библиотеками объектных классов заметно увеличивает размер ЕХЕ файла.
1.3.2 C++Builder и
Delphi
Все компоненты, формы и модули данных, которые накопили программисты, работающие в
Delphi, могут быть повторно использованы в приложениях C++Builder для
Windows без каких бы то ни было изменении. Delphi пока еще продолжает оставаться самой легкой в использовании и самой продуктивной системой RAD. Поэтому C++Builder идеально подойдет тем разработчикам, которые предпочитают выразительную мощность языка C++, однако хотят сохранить продуктивность Delphi. Уникальная взаимосвязь этих систем программирования позволяет при создании приложения без труда переходить из одной среды разработки в другую.
Политика, проводимая руководством отделов математического обеспечения большинства фирм и организаций, допускает свободу разработчиков в выборе языка программирования, при условии совместимости производимых ими объектов и кодов. Неукоснительно следуя этой политике, C++Builder сохраняет материальные вложения в
Delphi, вобрав в себя Библиотеку Визуальных Компонент, интуитивную интегрированную среду, визуальные механизмы двунаправленной разработки, методику наследования форм и разномасштабные средства доступа к базам данных.
Гамлетовская проблема выбора между двумя альтернативами вообще не ставится - в мире программистов достаточно жизненного пространства для "мирного сосуществования" обеих систем. Оставьте ненужные споры политического толка о преимуществе одной системы над другой. Используйте тот аппарат программирования, который сделает решение ваших задач более продуктивным, который вам больше нравится и который вам представляется более выразительным. C++ и Delphi равноправны в вашей работе - почти все, что вы написали в Delphi, можно легко использовать в C++Builder, и наоборот. Не забывайте об основном направлении своей профессиональной деятельности - создании качественных и надежных программ под операционную систему
Windows.
Преимущества разделения кода между C++Builder ч Delphi:
• Программисты могут работать в той среде, которая лучше и быстрее обеспечит реализацию поставленной текущей задачи. Delphi и C++Builder скомпилируют и соберут готовое приложение с одинаковым успехом.
• Написав некоторый объект для проекта Delphi, вы сможете повторно использовать его, без изменений, в проекте C++Builder.
• Delphi предлагает программистам очень простой, легкий в освоении синтаксис языка. Ваше начальство может не опасаться, что разработки Delphi не пойдут на C++Builder. При реализации сложных проектов большой командой программистов любой ее участник волен выбрать язык Объектный Паскаль или C++ в соответствии с индивидуальным вкусом, навыками и приверженностью. В любых комбинациях результатом совместной разработки будет единая высокоэффективная исполняемая программа.
• Выбирайте Delphi, когда вам надо как можно скорее создать какой-нибудь простой модуль или объект, даже если вы привыкли работать на C++.
Таким образом, C++Builder в симбиозе с Delphi образует исключительно продуктивную пару систем для быстрой коллективной разработки сложнейших приложений для Windows.
1.3.2.1 Какую систему выбрать?
Для тех, кто впервые остановился на перепутье, неизменным ответом на этот сакраментальный вопрос будет: "Смотря для чего".
Вы должны знать (если уже не знаете), что Delphi использует язык Объектный Паскаль, который преподается во многих специализированных школах и учебных институтах. Если вы только начинаете пробовать свои силы в программировании для
Windows, лучше, видимо, выбрать Delphi.
Придуманный Н.Виртом как средство для обучения студентов программированию, язык Паскаль стараниями специалистов корпорации
Borland видоизменился в Объектный Паскаль для Windows и стал основой мощной профессиональной системы, которой по силам любые задачи - от создания простых вычислительных программ, до разработки сложнейших реляционных СУБД.
C++Builder, как следует из названия, построен на языке C++, который наиболее распространен в крупных фирмах, занимающихся разработкой математического обеспечения профессионального уровня. Если вы обладаете определенными познаниями в языке C++ и программирование должно стать, или уже является, вашей основной специальностью - выбирайте C++Builder. Не излишне заметить, что на западном рынке профессиональные C++ разработки пользуются гораздо большим спросом, нежели продукты системы Delphi, да и оплачиваются C++ программисты несколько выше, чем "паскальщики".
Современные программисты, как правило, владеют по меньшей мере одним из этих языков. Если вы уже работаете в среде Delphi, переход на C++Builder не покажется слишком болезненным, и наоборот. Обе системы находятся на примерно одинаковом уровне популярности среди потребителей. Обе системы построены на идентичном фундаменте - Библиотеке Визуальных Компонент.
1.3.2. 2 Какая система является более мошной?
"Конечно C++Builder" - вот моя первая реакция на подобный вопрос. Однако, хорошо известно, что опытные разработчики способны справиться с поставленной задачей на Паскале лучше, чем большинство рядовых C++ программистов. Я знаком с несколькими настоящими мастерами программирования на Паскале и могу сказать, что в их руках этот инструмент способен производить удивительно красивые, эффективные и надежные творения. Если вы намерены специализироваться в области разработки компонент для VCL, используйте более удобные и гибкие средства Delphi, хотя созданные вами компоненты предназначены для внедрения в обе системы.
Для большинства рядовых пользователей обе системы покажутся поначалу (и надолго будут считаться) одинаково мощными.
1.3.2.3 Как использовать код Delphi в C++Builder
C++Builder не делает различия между тем, какие программные модули вы добавляете к проекту своего приложения - написаны они на C++ (файлы с расширением СРР) или на Delphi (файлы с расширением PAS). Компилятор свободно принимает следующие кодовые конструкции модулей Delphi 2.0: компоненты,формы, объекты, константы, простые методы и функции - все перечисленные коды можно прямо подставлять в свои проектные файлы. Технология визуального наследования форм дает возможность модифицировать формы Delphi в среде C++Builder без каких бы то ни было проблем.
Опытным программистам откроются следующие возможности системы C++Builder:
• Подгружать к проекту динамические библиотеки Delphi (файлы с расширением DLL). Разделение кода с помощью динамически подгружаемых DLL особенно целесообразно при ограниченном объеме оперативной памяти.
• Использовать OLE объекты Delphi и компоненты ActiveX. Связь OLE объектов позволяет разделять код не только с Borland C++Builder, но и с программными комплексами производства других фирм
(Microsoft Word, Excel или Visual Basic).
• Разделять с Delphi общие объекты посредством унифицированных Таблиц Виртуальных Методов (VMTs).
1.3.2.4 Как использовать код C++Builder в Delphi
В C++ разрешен ряд синтаксических конструкций (таких как множественное наследование и перегрузка функций), которые делают невозможным прямой перенос кода C++Builder в проект для Delphi. Однако, существуют следующие обходные пути:
• Компоновать СОМ объекты, написанные на C++, которые поддерживают типизированные библиотеки - все необходимые для сборки проекта приложения файлы Delphi 97 генерирует автоматически из соответствующих библиотек.
• Любая функция, написанная на C++ и помещенная в DLL, может быть прямо вызвана из Delphi - Delphi поддерживает все общие спецификаторы вызова функций CDECL, PASCAL и STDCALL.
• Обращаться к объектам, написанным на C++, из Delphi посредством упомянутых Таблиц Виртуальных Методов.
В принципе, существует возможность подгружать объектные модули (файлы с расширением
OBJ) непосредственно к Delphi в процессе сборки приложения. Однако, эта мощная методика имеет ряд ограничений, которые зачастую бывает трудно выдержать.
1.3.2.5 Перевод кода Delphi на C++Builder
Быть может, вы действительно собираетесь ретранслировать все свои программы из Delphi в C++Builder. Или, скорее всего, вам понадобилось наскоро переложить какие-то интересные примеры Delphi на язык C++. В любом случае следует остерегаться подстерегающих вас ловушек и "ложных друзей переводчика". Безусловно, вы преодолеете принципиальные различия синтаксиса объектно-ориентированных языков, а компилятор поможет вам в этом. Опасность скорее таится в ошибочной трактовке простых операторов и понятий, на которые следует обратить внимание.
Оператор членства используется для доступа к любой функции, свойству или переменной, принадлежащих некоторому классу - объявленному на Паскале или на C++. Все объекты Паскаля создаются в куче (heap) и для обращения к перечисленным членам класса используется оператор "точка" (.), например:
Label.Text := 'Hello There;';
Ha C++ дело обстоит несколько сложнее, поскольку объекты могут быть созданы не только в куче, но и на стеке. Для обращения к объекту C++, созданному на стеке, служит оператор прямого членства "точка", например:
TMyCiass myClass;
myClass.DoSomething() ;
Синтаксически приведенная кодовая конструкция сходна с паскалевой. Различие заключается в способе распределения памяти для хранения объекта. Для создания объекта в куче C++ использует оператор new, а для доступа к нему - оператор косвенного членства (->):
TMyCiass* myClass = new TMyCiass;
myClass->DoSomething() ;
delete myClass;
Важно отметить, что если вы можете создавать собственные объекты на стеке или в куче, по своему усмотрению, то объекты VCL (и производные от VCL классов) размещаются только в куче. Поэтому в операциях с объектами VCL всегда используется оператор косвенного членства.
Оператор присваивания в Паскале записывается в виде двоеточия со знаком равенства (: =), а на C++ - это одиночный знак равенства (=). Таким, образом код Delphi:
Label.Top := 20;
должен выглядеть на C++ как:
Label->Top = 20;
Приобретенная в Паскале привычка записи оператора присваивания приводит к раздражающему обилию синтаксических ошибок на C++, впрочем, легко обнаруживаемых компилятором.
Оператор логического равенства в Паскале записывается в виде одиночного знака равенства (=), а на С - это удвоенный знак равенства (==). Таким, образом код Delphi:
if Labell.Text = Label2.Text then
... должен записываться на C++ как:
if (Labell->Text == Label2->Text) { ... } Если вы случайно написали одиночный знак равенства в предыдущей инструкции сравнения, то она будет воспринята как операция присваивания - не совсем так, как вы подразумевали. Предупреждение "Possibly incorrect assignment", которое выдаст компилятор, здесь надо трактовать как ошибку. Вообще следует приучить себя доводить программу до полного отсутствия такого рода предупреждений -неизвестно, к каким последствиям они могут привести.
Одиночные и двойные кавычки служат для обозначения текстовых строк. Код Delphi:
Label. Text := 'Иван Иванов' должен выглядеть на C++ как:
Label->Text = "Иван Иванов";
Это различие будет, вероятно, раздражать вас не меньше, чем разница в записи операторов присваивания. Запутывая ситуацию еще более, C++ также использует одиночные кавычки, но совсем для другой цели.
Символьный тип служит для объявления байтовых величин. В Паскале значения символов типа Char
заключены в диапазоне от 0 до 255. В C++ символ без знака
(unsigned char) эквивалентен описанию Char Паскаля, однако символ со знаком
(signed char) имеет другой диапазон значении от -127 до +128. Два варианта присваивания значения некоторому символу на Паскале выглядят как:
с : Char ;
с := #65;
с := Char(0rd('А' ) ) ;
что эквивалентно следующему C++ коду:
char с ;
с = 65;
с = 'А'; // Здесь используются одиночные кавычки.
Заглавные и строчные буквы различаются в C++, поэтому C++Builder требует внимательного обращения с клавишей Shift. Для Паскаля же не имеет значения, верхний или нижний регистр клавиатуры использовался при подготовке текста программы. Если в C++ программе вы используете переменную, объявленную с заглавной буквы, то такая инструкция как:
top = 20;
вызовет ошибку компиляции "Undefined symbol "top"'. Булевы значения "истина" и "ложь" могут записываться на Паскале как true. True, TRUE, TruE и т.д. - как вам больше нравится, хотя по традиции используется нотация True и False (с заглавной буквы). Компилятор C++Builder разрешает использовать типизированные булевы переменные
bool, значения которых принято писать строчными буквами.
Ключевое слово Паскаля "with" на C++ не имеет эквивалента, поэтому переводя программу в C++Builder, вам придется добавлять спецификатор класса ко всем свойствам и методам. Таким образом, фрагмент кода на Паскале:
with Label do begin
Top := 20;
Left := 20;
Caption := 'Здравствуй, мир!' ;
end;
на C++ следует переписать в следующем виде:
Label ->Top =20;
Label->Left = 20;
Label->Caption = "Здравствуй, мир!";
Ключевое слово Паскаля "as" на C++ снова не имеет эквивалента, поэтому, переводя программу в C++Builder, следует использовать оператор динамического преобразования типа dynamic_cast. Этот оператор кажется менее удобным, однако его преимущество заключается в том, что проверка допустимости преобразования данного типа не связана с анализом исключений. Таким образом, фрагмент кода на Паскале:
with Sender as TLabel do
Caption := 'Здравствуй, мир1';
на C++ следует переписать в следующем виде:
TLabel* label = dynamic_cast<TLabel*>(Sender);
if (label)
label->Caption = "Здравствуй, мир1";
Паскалевы множества. C++ не поддерживает концепцию типа множества (set), как такового. Вместо множества C++ программисты используют битовые поля, которые не менее эффективны, однако более сложны для понимания и обращения. Поскольку VCL повсеместно использует паскалевы множества, для их интерпретации в C++Builder введен шаблонный класс Set. Множества очищаются посредством метода Clear. Для добавления элементов к множеству используется оператор вставки (“), а для удаления - оператор экстракции (”).