Turbo Pascal (Borland Pascal) 7.0. Руководство пользователя

       

Алфавит и словарь языка Паскаль


Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

  • Как ввести информацию в память (ввод).
  • Как хранить информацию в памяти (данные).
  • Как указать правильные команды для обработки данных (операции).
  • Как передать данные из программы пользователю (вывод).
    • Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

    • некоторые из них выполнялись только в случае, если соблюдается некоторое условие или ряд условий (условное выполнение);
    • другие выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);
    • третьи выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно выполнены в разных местах программы (подпрограммы).

    Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования: ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы и на их основе строить программы.

    Это список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

      Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

    • Turbo.exe – интегрированная среда программирования;
    • Turbo.hlp – файл, содержащий данные для оперативной подсказки;
    • Turbo.tp – файл конфигурационной системы;
    • Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.

    Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.

    После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

    В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.

    Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

    Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.


    Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

      Алфавит Паскаля составляют:

    • прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, C…Y, Z, a, b, c,…y, z ;
    • десятичные цифры: 0, 1, 2,…9;
    • специальные символы: + - * / > < = ; # ‘ , . : {} [] ( )
    • комбинации специальных символов , которые нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций: «:=», «..», «<>», «=», «{}».
    • Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

    Зарезервированные слова (см таб.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

    Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т.д. служат стандартные идентификаторы, например Sqr, Sqrt и т.д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:

    • Идентификатор начинается только с буквы (исключение составляют специальные идентификаторы меток).
    • Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания.
    • Максимальная длина – 127 символов.
    • При написании идентификаторов можно использовать прописные и строчные буквы.
    • Между двумя идентификаторами должен стоять хотя бы один пробел.



    Содержание раздела